Средства обучения: таблица «Тип Хордовые. Класс
Пресмыкающиеся»,
схема "Отрядов
Пресмыкающихся", учебные электронные издания «Биология
6 –
11 класс. Лабораторный практикум», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.
Животные», рабочие карточки-путеводители для каждого ученика Ход урока
Организационный момент Проверка знаний учащихся
Изучение нового материала Закрепление изученного
Домашнее задание
I . Организационный момент.
1. Вступительное слово
учителя.
- Сегодня мы с
вами поговорим о многообразии пресмыкающихся.
C использованием презентации
Знаете ли вы, что…
· Змея не слышит музыки и других звуков.
· Сытая змея не нападает.
· Бросок змеи длится 0,4 секунды, бросок
мангуста – 0,35 секунды.
· В городе Порт-Элизабет на юге Африки жила
ядовитая песчаная змея с двумя головами. Чтобы головы не ссорились, смотрители
питомника кормили лягушками одновременно обе головы. Но однажды утром
смотрители обнаружили, что одна змеиная голова проглотила другую.
· Ящерица – сцинковый геккон, благодаря
имеющимся «щёточкам» на пальцах ног, может ползать не только вертикальному
стеклу, но и по потолку.
· Зелёная (суповая) черепаха получила своё
название из-за зелёного
жира под верхней
крышкой панциря. Из неё готовят знаменитый
черепаховый суп.
· В Австралии приняты строгие меры по
охране крокодилов.
Благодаря этим
мерам численность их резко увеличилась. Крокодилов
можно встретить
даже в городах.
II . Проверка знаний учащихся.
Учитель. Прежде чем приступить к изучению
новой темы, давайте проверим, что вы знаете о пресмыкающихся. На ваших
листах-путеводителях есть тест.
в течении 5 минут ответьте на
его вопросы.
После завершения работы тест коллективно
проверяется, дети сами оценивают свою работу.
III . Изучение нового материала.
1.Учитель.
Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.… Почему таких разных животных отнесли в
один класс – класс Пресмыкающихся?
Ответы учеников.
Учитель. У этих, на первый взгляд, разных животных очень много
общего. Давайте попро буем найти отличительные признаки класса
Земноводных и класса Пресмыкающихся.
2. Заполнение таблицы «Отличительные
особенности класса Земноводных
от класса Пресмыкающихся.
3. Знакомство с
систематикой пресмыкающихся.
На доске схема:
Отряд
Черепахи
Отряд
Крокодилы
Отряд
Чешуйчатые
Отряд
Клювоголовые
Работа со схемой.
4. Учитель. В ваших листах-путеводителях
найдите таблицу отрядов
Пресмыкающихся. Вы должны её заполнять по
мере выступления
ребят. Вписывайте названия пресмыкающихся
в соответствующие
колонки таблицы.
5. Сообщения учащихся.
Каждое выступление сопровождается показом
иллюстраций из электронных
пособий. Выступающие отвечают на вопросы,
которые могут возникнуть
у учащихся. Сообщения дополняются
комментариями учителя.
Предполагаемые сообщения:
· Гаттерия
· Сухопутные черепахи
· Морские черепахи
· Драконы с острова Комодо
· Гангский гавиал
· Гребнистый крокодил
· Ядовитые змеи
· Хамелеон
По мере
выступления учащиеся заполняют таблицу.
IV . Закрепление знаний по теме урока.
1. На какие
отряды подразделяется класс Пресмыкающихся?
2. Каковы
особенности каждого отряда?
3. Отгадайте
кроссворд в ваших листах-путеводителях.
V . Домашнее задание.
1. Изучить
§ учебника, ответить на вопросы.
2. Продолжить
заполнение таблицы «Отряды Пресмыкающихся».
3.* Закончить
разгадывание кроссворда и составить свой по данной
теме.